Главная » 2010 Сентябрь 10 » Условия франшизы по франчайзингу
13:25 Условия франшизы по франчайзингу |
В предыдущем посте мы рассматривали условия франшизы, а именно:
1. Наличие важной коммерческой информации (технологии производства и обслуживания).
2. Раскрученная торговая марка (бренд).
3. Наличие корпоративных стандартов (правил применения корпоративных эмблем, цветов и их сочетание; правил оборудования помещений и оформления интерьера и экстерьера; правил взаимоотношений с клиентами, конкурентами, поставщиками и т. п.).
4. Выработанная маркетинговая политика.
5. Четкая ассортиментная и ценовая политика.
6. Наличие централизованных складов, поставок товаров и системы управления такими поставками (система логистики).
7. Автоматизированная система управления предприятием (для крупных торговых или производственных предприятий).
8. Испытанная система отбора и обучения персонала.
9. Применение схем кредитования потенциальных франчайзи, в том числе с привлечением страховых компаний. Вместе с тем покупателя франшизы могут ждать некоторые «минусы». Они могут зависеть как от франчайзера, так и от франчайзи.
Например: 1. Недостаточное апробирование франшизы. Это означает, что франшиза, предлагаемая к продаже, недостаточно испытана самим франчайзером. Покупатель франшизы в данном случае рискует тем, что, применяя методы управления, рекомендованные франчайзером, не достигнет обещанного уровня прибыльности.
2. Недобросовестность франчайзера в предоставлении помощи покупателю франшизы. Это может выражаться в отсутствии со стороны франчайзера должного контроля или обучения франчайзи, что в свою очередь скажется на эффективности работы последнего.
3. Риск потери франшизы. С одной стороны, сама франшиза, а точнее, торговая марка может быть потеряна франчайзером, когда он утрачивает права на нее помимо своей воли или отчуждает ее сознательно. С другой стороны, это может случиться и по вине франчайзи. Так как последнего могут лишить права пользования франшизой, например, за халатное отношение к бизнесу.
4. Неспособность самого франчайзи вести выбранную деятельность. Отсутствие у него финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов, а также опыта в ведении подобного бизнеса. Все, о чем шла речь выше, можно назвать франчайзингом бизнес-формата (или классическим). Он предполагает комплексный подход, то есть построение для франчайзи бизнеса «под ключ». Конечно, на бумаге все выглядит стройно и красиво а вот в жизни…
Конечно начать бизнес по системе франчайзинга проще чем раскручивать собственный бренд. Но главная проблема – стартовый капитал. Наиболее доступные франшизы начинаются с отметки в 15 000 $ (например «Джинсы Суперцена»). Однако чем круче бренд, тем серьезнее и дороже франшиза. Например, франшиза MacDonald’s стоит 1000 000 $. С чем столкнулся я делая франчайзинговый пакет для пиццерий «…». Молодые ребята – владельцы этой сети, после трех лет со дня открытия, решили что их «бренд» уже дозрел до уровня MacDonald’s. Поскольку никакой системы у них не было (да и немогло появиться за три года) пришлось слизать практически все стандарты у американцев. Другая проблема. Неготовность многих потенциальных франчайзеров к реализации такой системы. Речь идет не просто о значительных финансовых ресурсах для реализации проекта. Помимо бренда необходимо иметь отработанную систему внутренних стандартов, что на самом деле есть далеко не у всех. Концепция бизнеса должна быть интересной будущему франчайзи, т. е. уникальной в своем роде. Вообще, франчайзинг наиболее применим к тем направлениям, которые имеют завершенный цикл производства товара (предоставления услуги) по оригинальной технологии. Яркий пример - фотолаборатории «Фуджи».
Вообщем какой вывод? Покупать украинские франшизы пока не имеет смысла ввиду их недоразвитости. Иностранные франшизы более интересны, но только те, кто давно вышли на украинский рынок и достаточно известны. Но опять же купить серьезную заморскую франшизу стоит ого как много денег.
|
|